Воздушные войны
Авиация в Балканской войне 1912-13 гг. Впервые в массовом порядке новый вид вооруженных сил авиация была применена в Балканской войне 1912 - 13 годов (причем с обеих воюющих сторон). Эта же война стала и первой в мире войной, на которой в массовом порядке появились как добровольцы, так и наемники. Поводом для начала боевых действий Балканского Союза (в составе Болгарии, Греции, Сербии и Черногории) против Турции стал отказ последней предоставить автономию Македонии и Фракии и отменить начавшуюся мобилизацию турецкой армии. Первое боевое подразделение воздушных сил Болгарии было организовано в конце июля 1912 года. Его костяк составляли три летчика: Христофор Топаркевич, Симеон Петров, Никифор Богданов (обучавшиеся в летной школе Блерио в Париже). Петров же стал и первооткрывателем болгарского неба -13 августа 1912 года он перегнал купленный на казенные деньги Блерио. До начала мобилизации 12 сентября авиационное подразделение успело принять участие в больших армейских маневрах. К началу войны с Турцией 18 октября Болгария располагала всего одним самолетом, однако уже через несколько дней из Германии прибыло три "Альбатроса". Сразу же в воюющие государства стал прибывать добровольцы из различных стран мира. В Болгарию направилось множество русских, а в Турцию - немцев. Так, русские летчики прибывали на Балканы организованными группами. Первый отряд был сформирован директором Первого Российского товарищества воздухоплавания С. Щетининым. Кроме самолетов русские привезли с собой ремонтную полевую мастерскую. Хотя, конечно, как и на любой войне такого масштаба хватало и различных "искателей приключений". Интересно то, что все летчики-добровольцы прибывали вместе со своими летательными аппаратами. В итоге к концу октября 1912 года в распоряжении болгарского командования было 22 подготовленных авиатора. Количество подготовленных кадров на другой стороне оценивается примерно также. Первое регулярное подразделение ВВС Болгарии было сформировано и отправлено в расположение 2-й армии в самом начале войны.В него входили болгары Топаркевич, Богданов, Калинов, Ставрипилов и Черкезов, пятеро русских и двое французов. Командовал ими поручик Радул Милков. В скором времени болгары смогли сформировать и еще два подразделения. Сначала 3 ноября - 2-е аэропланное отделение под командованием Димитра Секеларова.Сюда вошли: Симеон Петров, Никола Минков и Гаврил Стоянов, двое русских - Петр Евсюков и Федор Колчин, француз и англичанин. Сообщается также, что в штат входило 8 механиков. А буквально через неделю сформировали и самое маленькое - 3-е отделение, направленное в помощь 4 Армии. Возглавлял его Пенио Попкрычев и входили сюда всего три летчика: болгарин Мичло Митев, русский и итальянец. Вскоре в боевом составе ВВС Болгарии насчитывалось 21 летательных аппарата - фабричных самолетов или их копий. Следует отметить, что к концу войны их число возросло до 35, в том числе и за счет захваченных у противника и самолетов иностранцев, воевавших на их стороне. Немало аппаратов было и закуплено в других странах: причем не только во Франции и России, но и в Германии. Русские были и в составе небольшого авиационного подразделения при сербской армии. К сожалению полный состав и имена летчиков на сегодняшний день полностью не установлены. Известны только некоторые фамилии. Так, шеф-пилотом сербского главнокомандующего генерала Путника был известный русский авиатор А.Васильев. Естественно, что первоначально аппараты использовались исключительно для разведки и бомбардировок позиций противника путем сбрасывания ему на головы ручных гранат. Правда, в Софии было произведено и 80 бомб специально для вооружения летательных аппаратов. Самолеты не имели бортового вооружения, в связи с чем до схваток в воздухе дело не дошло. Основными были разведывательные полеты с офицерами болгарских вооруженных сил. Первый боевой вылет ВВС Болгарии состоялся 22 октября 1922 года. В тот день Радул Милков вместе с англичанином Виктором Гором (на месте летнаба) на "Альбатросе" Ф.2 вылетели на фотографирование позиций противника в районе Андрианполя. Черезнеделю тот же летчик, но с болгарином на втором месте выполнил еще один разведывательный полет. Тогда же болгары совершили и первую боевую "акцию": сбросили две ручные гранаты на дворец в Караагач. Естественно, что никакого реального ущерба они нанести не могли, однако сам факт полетов подействовали на моральный настрой турков весьма отрицательно. |
|||
|
|||
АВИАЦИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Поддержка: INFO@AVIAP.RU
|