Ведущие ВВС США военного времени

Военные действия Второй мировой войны можно условно разделить на три группы влияния: сухопутные, морские и воздушные противостояния. Каждая сфера оставила в истории свои следы и сделала свой вклад. Особого внимания заслуживает борьба за господство в воздухе. Так, в 1944 г. Германия теряет свою власть над воздушным пространством, к тому же военные действия всё ближе подходят к территории нацистской страны. Первыми ощутили на себе воздушные налёты городские жители во время задействования бомбардировочных эскадрилий ВВС США.

«Массовая» стратегия

Взяв на вооружение опыт первых бомбардировок Германии, которые проводили британские ВВС, американские военные поняли, что получить результат можно только за счёт массовости воздушных сил. Так, применяемые ранее небольшие группы бомбардировщиков представляли для врага лёгкую цель, при этом не нанося противнику серьёзного вреда. И это ещё без учёта отсутствия 100 % попадания от бомбометания и существенного укрепления германских военных объектов. То есть, до цели нужно было доставить как можно больше бомб.

Решить эту проблему можно было путём создания специального воздушного строя — при помощи налётов формациями. Но пальма первенства этой стратегии принадлежит не американцам, а немцам, которые применили тактику массированных налётов во время Первой мировой войны, атакуя Лондон. Всё, что осталось ВВС США, так это развить тактику. Так, налёты осуществлялись группами по 12 самолётов, которые располагались на разной высоте и расстоянии друг от друга. Такой метод быстро дал результат:

1. Значительно повышается оборонительная способность.

2. Сокращаются потери.

Умная организация

Если сегодня разные навигационные системы позволяют определять местоположение самолёта и его курс, то раньше для этого применялись ведущие. Бомбардировщики располагались на разных аэродромах, и их нужно было собирать в один строй. С небольшими группами проблем не было, а вот для больших было трудно определить среди массы самолётов своего ведущего.

Проблема породила решение в виде системы сборщиков звеньев (англ. — assembly ships). В качестве ведущих были взяты непригодные для атак самолёты, которые должны были уметь одно — летать. Для того чтобы пилоты замечали ведущих, самолёты стали окрашивать в яркий, порой даже клоунский камуфляж. Фантазия ВВС не имела границ, и в небе пестрили самолёты в цветную полоску, в круги, шахматную сетку и т. д.

Роль сборщиков

Сборщики звеньев выполняли только одну роль — собрать эскадрильи в одну точку и построить формацию. В налётах самолёты не принимали участие. После выстраивания формации они возвращались на базу и ожидали следующего вылета. Ведущие не имели оборонительного вооружения, а число экипажа часто было неполным.

Система строгих формаций давала успех на налёты, которые осуществлялись сотнями бомбардировщиками. Но как только технология навигации усовершенствовалась, потребность в ведущих самолётах отпала.