Статьи:
Как происходит торможение самолёта

Проблема торможения самолёта рассматривалась с первых дней зарождения авиации. Кратко можно сказать, что самолёт тормозит с помощью тормозов, которые располагаются на колёсном шасси. И всё было бы ничего, если бы не ситуации, когда самолёт садиться с большой скоростью и имеет большую массу. В этом случае одних тормозов не достаточно.

Дополнительные варианты торможения

Существует ещё два способа торможения:

1. Тормозной парашют. Речь идёт о достаточно эффективной, но, к сожалению, не всегда удобной системе. Например, трудно представить себе парашют, который должен остановить Боинг-747. Не говоря уже о наличие парашютной службы в больших аэропортах, где то и дело производят посадку самолёты.

2. Реверс тяги. Более удобен в применении способ, который подразумевает использование реверса тяги двигателя на самолёте. Это достаточно простое устройство, создающее обратную тягу против движения самолёта, что его и останавливает.

Реверс тяги

Создать реверс тяги могут только винтовые самолёты, если у них есть винты изменяемого шага (ВИШ). Другими словами, обратная тяга возникает в тот момент, когда меняется угол установки лопастей винта, и он тянет назад. Если говорить о реактивных двигателях, то реверс тяги возникает тогда, когда меняется направления выходящей реактивной струи. Это происходит благодаря устройству реверса, который, чаще всего, имеет вид створок, перенаправляющих данную струю. В силу многотонных нагрузок, створки управляются за счёт гидравлической системы.

Реверс тяги был изобретён для того чтобы обеспечить торможение самолёта при пробеге. Однако его можно применять и в экстренных ситуациях, а также в случае, когда необходимо прекратить взлёт. Ещё реже такой метод применяется для управления самолётом задним ходом, чтобы не прибегать к помощи буксировщика. Такое явление наблюдается у шведского истребителя Saab-37 Viggen. Можно сказать, что это единственный самолёт, которому так легко удаётся маневрировать задним ходом.

Недостатки реверса тяги

1. Вес реверсного устройства. Стоит отметить, что для авиации вес имеет большое значение, поэтому реверс не применяется на военных истребителях.

2. Перенаправленная реактивная струя, попадая на взлётную полосу, поднимает в воздух пыль и мусор, который, при попадании в двигатель, может повредить лопатки компрессора.

Последняя проблема чаще всего происходит при малой скорости движения самолёта (140 км/ч), так как при больших мусор просто не долетает до воздухосборника. А оградить аэродромы от мусора практически не реально.

К слову, существуют такие модели самолётов, которые имеют реверса тяги. Например, русский ЯК-42 и английский ВАе-146-200. Они отличаются развитой механизацией крыла, улучшающей как взлётные, так и посадочные характеристики. Кроме этого, такие самолёты оснащены хвостовыми воздушными щитками (тормозами).