Проект перспективного самолета дальней авиации
Руководство ВВС РФ спроектировало самолет дальней авиации, который должен выйти на замену современным ядерным ракетоносцам «Ту-95МС» и «Ту-160». Это бомбардировщик пятого поколения. Общественность готовилась встретить сверхбыстрый самолет. Дмитрий Рогозин даже обещал скорость самолета в 6 тыс. км/ч. Военные остановились на дозвуковом самолете-невидимке - разработке «КБ Туполева». Это летательный аппарат с принципом «летающее крыло». Его больший размах крыльев и необычная конструкция мешают преодолеть скорость звука. Однако самолет будет незаметным для радаров противников.
Конкурс на лучший авиапроект объявили в начале 2012 года. Вместе с «КБ Туполева» в нем приняли участие и другие конструкторские бюро. Были предложены сверхзвуковые и гиперзвуковой проекты, но ВВС остановили свой выбор на радионезаметности туполевской разработки. Вице-премьер Дмитрий Рогозин ранее говорил, что ПАК ДА будет гиперзвуковым, России необходим не прототип американского «B-2», а высокоскоростной аппарат более 6 тыс. км/ч. Но мечты вице-премьера были перечеркнуты законами физики, ведь для полета с очень высокой скоростью форма самолета должна быть соответствующей - иметь плавные обводы, а чтобы быть невидимым для радаров – угловатые формы. Радары ПВО не могут отследить самолеты-невидимки из-за того, что их конструкции отражают излучение в сторону. Также для полета на сверхзвуковом аппарате двигатель нуждается в большом количестве кислорода. Форма воздухозаборника должна быть широкой и прямой. Самолет «стелс» нуждается в воздухозаборнике S-образной формы, чтобы вовремя закрыть часть двигателя от излучения радаров. Воздух при этом превращается в разреженный. Чтобы стать незаметным, двигатели аппарата помещают в сам корпус, к примеру, как у дозвукового самолета-невидимки ВВС США «Б-2» . Полет на сверхзвуке может обеспечить исключительно сильная тяга, дают которую только двигатели с соплами, вынесенными за границы корпуса, как на самолетах «Ту-160», «Concorde», «B-1».
Военные прослушали конструкторов обо всех нюансах и согласились с «КБ Туполева». Теперь КБ ответственно за отчеты по тактико-техническим характеристикам ПАК ДА, а в 2014 году обязаны предложить военным расходы на научно-исследовательскую работу (НИР). Серийно выпускать многообещающие бомбардировщики «КБ Туполева» должно к 2020 году.