Классы самолетов
Бесхвостая машина Ме 163

По воспоминаниям летчиков того времени, Советским Союзом были захвачены бесхвостые крылатые машины под названием «Комета», среди которых две были двухместные.

Происходило это сразу после войны, и задача перед авиаторами стояла непростая. Прежде всего, нужно было выяснить, как поведет себя в воздухе бесхвостая машина. А, кроме того, удастся ли посадка на полоз при использовании различных скоростных режимов.

Исследования проводились опытными летчиками-испытателями и инженерами. Самолет Ту-2 использовался в качестве буксира для Ме 163, а пилотировал буксировочную машину Игорь Шелест, который хорошо ее знал. Летчиком испытателем Ме 163 был М. Галлай, а ведущим инженером, проводившим исследования - Игорь Пашковский.

На другом аэродроме в это же самое время работала группа, проводившая такие же испытания. Здесь управление бесхвостым Ме 163 было в руках опытного летчика-испытателя В.Е. Голофастова, а буксировочный Ту-2 пилотировался Игорем Пискуновым.

Для того чтобы изучить аэродинамику трофейного самолета, проследить, как распределяются воздушные потоки, к самолетам были прикреплены тонкие полоски бумаги. Такая наглядность была необходима для советских конструкторов, так как помогала изучить вопросы, которые их интересовали больше всего. Летчики неоднократно бросали машину в пике под разными углами атаки на самой высокой скорости. Это помогло выяснить, что при небольшом смещении тяжести, всего на 2-3% самолет заваливается на нос, и выровнять его удается лишь при условии, если ручку управлении тянуть на себя до упора. Происходило такое, когда сбрасывался буксировочный трос.

Ситуация патовая. Самолет посадить невозможно, поскольку ручкой управлять летчик не мог. Галлай рискнул и сделал невозможное. Он чуть отпустил ручку на высоте 50 метров и повел самолет на посадку. Приземление было очень жестким, машина была разбита, а летчик получил травмы и потерял сознание.

Тем не менее, через три недели испытательные полеты были возобновлены, так как в арсенале у авиаконструкторов оставался еще один Ме 163.

Сколько еще было выполнено таких полетов, неизвестно. Но, благодаря им, а так же накопленному опыту, были разработаны тактические приемы для посадки реактивных самолетов с выключенными двигателями. Впоследствии это спасло немало жизней пилотов.