Гонка вооружений привела к строительству первого сверхзвукового самолета

Через пятнадцать лет после того, как американский летчик-испытатель Чак Йегер впервые преодолел звуковой барьер, в холодной войне открылся новый фронт. Поскольку американцы и Советы все еще участвуют в полном спринте, чтобы выиграть Космическую гонку, обе стороны Железного занавеса начали битву за сверхзвуковое превосходство. За несколько месяцев до того, как правительства Великобритании и Франции подписали в 1962 году соглашение о совместной разработке первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета, советский лидер Никита Хрущев тайно приказал своим ведущим авиационным инженерам сделать то же самое. Гонка вооружений привела к строительству первого сверхзвукового самолета.

Создание самолета Concorde

В то время как сверхзвуковые проекты американских производителей Lockheed и Boeing увязли в бюджетных и экологических проблемах, совместное британско-французское предприятие Concorde стало лидером в сверхзвуковой гонке. Советы, которые отстали на годы в области двигателей и авиационных технологий, знали, что есть только один способ наверстать упущенное - шпионаж. Глава парижского офиса советского авиалайнера «Аэрофлот» Сергей Павлов нанял сеть членов Коммунистической партии Франции и заплатил информаторам за проникновение в Тулузу, на фабрику производителя Concorde Aerospatiale. Хотя французы депортировали Павлова в 1965 году после того, как в его портфеле были обнаружены планы шасси Конкорда, в течение многих лет секретные агенты продолжали воровать тысячи документов и чертежей в ходе одной из крупнейших операций промышленного шпионажа в истории. Согласно рассекреченному отчету ЦРУ, в шпионском ринге даже была пара чехословацких священников, которые помогли пронести свернутые микрофильмы планов Конкорда в трубки с зубной пастой, которые несли шпионы, изображающие из себя туристов на Ост-Варшавском экспрессе. На заводе Британской авиастроительной корпорации английский шпион под кодовым названием «Ac» также якобы направил в Совет тысячи секретных документов.

Американо-российское сотрудничество

Несколько лет непрерывного развития вооружений привели к модернизации Ту-144, оснащенного парой крыльев за кабиной, чтобы помочь с подъемом. В 1990-х годах, после распада Советского Союза, Американское национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) работало с российскими авиационно-космическими инженерами над модификацией самолета Ту-144 для использования в качестве летающей лаборатории в рамках совместной исследовательской программы для разработки сверхзвукового устройства второго поколения авиалайнера. Несмотря на то, что Конкорд родился из-за напряженности в холодной войне, он нашел вторую жизнь как маловероятный символ американо-российского сотрудничества.