Статьи:
Пионер авиации Фарман
26 мая 1874 года в Париже родился французский пионер авиации Анри Фарман.
Биография
Отец Фармана был журналистом. Сам Анри прожил всю жизнь во Франции. В Школе изящных искусств в Париже он получил художественное образование. Известный во Франции спортсмен, победитель велогонок, автогонщик команды Renault. Он принимал участие в гонках на кубок Гордона Беннетта.
Анри в 1907 году приобрел самолет конструктора аэропланов, автомобилей, французского пионера авиации Габриэля Вуазена. На нем установил много европейских рекордов, которые уступали только рекордам братьев Райт. В воздух поднялся впервые 30 сентября 1907 года. 13 января 1908 года Фарман пролетел на машине Вуазена по замкнутому маршруту 1 км. Двухкилометровое кольцо преодолел 21 марта 1908 года. Он стал первым в Европе авиационным пассажиром на самолете, управляемым Леоном Делагранжем. Фарман в 1908 году совершил полет из Шалона в Реймс. Это был рекордный полет с длиною в 27 км. В 1909 году увеличил рекорд дальности до 180 и 232 километров.
Компания братьев Анри и Морис
Вместе с братом Морисом, Анри создал компанию, которая изготовила более 200 моделей самолетов. Аэродинамическая система с толкающим винтом, которой придерживались братья Фарманы, устарела к 1914 году. В результате они отстранились от больших военных заказов, которые достались лучшим машинам Nieuport, Breguet, SPAD. Лицензионные самолеты “Фарманы” были известными самолетами российской постройки. К 1918 году большинство из них были списаны.
Заводы Farman национализировались в 1937 году. После этого Анри Фарман в авиацию не возвратился.
Самолеты Фармана
Одним из популярных самолетов довоенного времени являлся самолет “Фарман – IV”. Он стал эталоном для многих конструкторов, благодаря своей конструкции и хорошим летным данным того времени. Этот самолет выпускали по лицензии и копировали. Его название стало “нарицательным”. Он был выпущен в 1910 – 1916 годах в нескольких вариантах, мало отличающихся друг от друга.
Самолетом типа Фарман являлся любой биплан, имеющий толкающий винт и дополнительный руль высоты на балках, расположенный перед крылом.
Простая конструкция машины с деревянной фермой с растяжками из рояльной проволоки имела крыло и рули, которые обтягивались полотном, имеющим светло – кремовый цвет. Самолет имел органы управления, которые были похожи на современные. Ручка управления, которая была соединена проволокой с элеронами, рулями высоты находилась справа от пилота. Рукоятки управления двигателем находились слева от пилота. “Фарман – IV” отличался от предыдущего самолета “Фарман – III” короткими полозами шасси.
“Фарманы – IV”, начиная свою карьеру, не раз выигрывали призы. Этим самолетом интересовалась также армия. В маневрах французской армии участвовали 10 самолетов “Фарман - IV” вместе с 20 самолетами Блерио (одноместными и двухместными).
Жизнь пионера авиации Фармана оборвалась 18 июля 1958 года, в Париже.