Статьи:
Как происходит дозаправка самолёта
Дозаправка самолёта на сегодняшний день относится к обыденному делу, как для спасательной авиации, так и для истребителей и даже бомбардировщиков. С её помощью можно совершать многие воздушные манипуляции, включая переброску нужных сил в любую точку мира, не говоря уже о непрерывном участии в зоне конфликта. При этом дозаправка возможно с учётом полного радиомолчания и даже ночью.
Общие представления
Под дозаправкой подразумевают передачу топлива от одного летательного аппарата к другому с целью увеличения дальности его полёта. Такая операция возможна благодаря специальным самолётам-заправщикам, функцию которых может выполнять транспортно-заправочный самолёт, и боевой самолёт-заправщик. Хотя все самолёты, предназначенные для дозаправки, называются самолётами-заправщиками.
Для того чтобы произвести дозаправку в воздухе, в первую очередь, требуется слаженная работа двух экипажей самолётов под непосредственным руководством оператора самолёта-заправщика. Когда происходит передача большого отъёма топлива, необходимо регулировать и высоту, и скорость полёта. Это осуществляется благодаря специальному светофору, который располагается в хвосте заправщика. Сам же процесс передачи освещается на табло.
Как происходит дозаправка
На сегодняшний день амуниция самолёта-заправщика состоит из следующих деталей:
- Конус и шланг;
- Телескопическая труба или шланг и тросы.
К слову, дозаправляются самолёты метод использования шланга и тросов крайне редко, так как он имеет ряд недостатков. В основном дело происходит благодаря телескопической трубке определённой жёсткости.
Так, на самолёте-заправщике имеются насосы, топливные баки и телескопическая труба, оснащённая аэродинамическими рулями. Крепится труда в задней части самолёта-заправщика, который подстраивается впереди самолёта. Далее оператор, применяя аэродинамические рули, направляет трубу на приёмник топлива принимаемого летательного аппарата. Как только происходит зацепление приёмника с датчиком, начинается поступление топливной жидкости через специальный клапан. Поступление топлива идёт со скоростью, не превышающей 1800 л/мин.
Если давление топливной жидкости превышает допустимую норму, то перекачивание прекращается путём выхода из зацепления приёмника и датчика. К слову, подобная дозаправка возможно только при условии небольшой скорости полёта (примерно 450 км/ч). Если дозаправить нужно скоростной самолёт, он вынужден сбросить скорость.
Если же говорить о дозаправке с помощью конуса и гибкого шланга, то важно, чтобы приёмник топливной жидкости заправляемого самолёта вошёл в конус шланга заправщика. И только после сцепления замка с датчиком топлива происходит открытие специального клапана и подача топлива. Для разъединения самолёт-заправщик сбрасывает скорость, что приводит к натяжению шланга и разъединению приёмника и датчика.