Статьи:
Первые русские самолеты и их создатели

Россия во время Первой мировой войны отличалась самым большим воздушным флотом. Первые русские самолеты были созданы именно здесь.

Самолет русского военного деятеля, пионера авиации Александра Можайского

Постройку самолета начали с теории и закончили строительством этой модели. Потом проект одобрило Военное Министерство. Паровые двигатели Можайского, заказанные в английской фирме, разгласили тайну – чертежи опубликовали в журнале “Engineering” в 1881 году, в мае. Аэроплан весил 820 кг. Он имел винты, рули высоты, шасси и киль. Крыло было покрыто аэростатным шелком. Обшивка фюзеляжа была матерчатая. Самолет был испытан в 1821 году 20 июля, но он прошел неудачно. Разогнав аэроплан по рельсам, он поднялся в воздух, и, пролетев несколько метров, упал и сломал крыло. Военные больше не интересовались этой разработкой, а Можайский хотел доделать аэроплан и заказал более мощные двигатели, чем прежде. Но в 1890 году изобретатель скончался. Самолет убрали с поля. Какое - то время паровые машины хранились на судостроительном заводе Балтики, но при пожаре сгорели.

Биплан инженера князя Кудашева

В 1910 году князь Александр Кудашев построил первый самолет с бензиновым двигателем. Во время испытаний, аэроплан, пролетев 70 метров, удачно приземлился. Самолет имел массу в 420 кг. Крылья были обтянуты прорезиненным полотном. Их размах был в 9 метров. На самолете был установлен двигатель “Анзани”, имеющий мощность в 25,7 кВт. Кудашев на нем полетел 4 раз. При очередной посадке, аэроплан, врезавшись в забор, сломался. Кудашевым было сконструированы еще три разновидности самолета. Он каждый раз облегчал конструкцию и увеличивал мощность мотора. Самолет “Кудашев – 4”, продемонстрированный на первой воздухоплавательной выставке в Санкт – Петербурге, получил серебряную модель Императорского технического общества. Он развивал скорость в 80 км/час с мощностью двигателя в 50 л. с. На авиаторских соревнованиях этот аэроплан был разбит.

Биплан “Россия – А”

“Первое всероссийское товарищество воздухоплавания” выпустило в 1910 году самолет “Россия – А”. Построенный на основе аэроплана французского пионера авиации, авиаконструктора Анри Фармана, этот биплан наградили серебряной медалью Военного Министерства на автомобильной выставке в Петербурге. Далее его купил за 9 тысяч рублей Всероссийский императорский аэроклуб. Любопытным является то обстоятельство, что он до этого момента в воздух не поднимался. Биплан “Россия – А” имел качественную отделку. Это его отличало от французского самолета. Двусторонней были обтяжка крыльев, оперения. 50 л. с. имел двигатель “Гном”, который разгонял самолет до 70км/час. 15 августа 1910 года были проведены летные испытания на военном аэродроме в городе Гатчина. Самолет пролетел на расстояние более двух километров. Всего построили 5 образцов “России”.

Экземпляры первых русских самолетов представляют большой интерес.