Статьи:
Лидия Виссарионовна Зверева

Первая авиатрисса России родилась в 1890 году, в Санкт - Петербурге. Она выросла в семье генерала, героя балканских войн 1877 – 78 годов В.И.Зверева. Окончив гимназию, Лидия поступает в институт благородных девиц. Но девочка мечтает о карьере летчицы. В детстве, совершив свой первый полет, она съехала с крыши сарая на обыкновенном зонтике и упала в крапиву. Будучи гимназисткой, она с большим интересом наблюдала за аэростатами. Через несколько лет сама на воздушном шаре поднялась в воздух.

Окончив аристократический институт, в июне 1911 года поступает в гатчинскую авиационную школу, которая называлась “Гамаюн”. Спустя несколько недель, она вместе с инструктором поднимается в воздух.

Самый первый полет, который она совершила самостоятельно, был сделан в том же году, в августе. Когда Лидии был 21 лет, ей дали диплом пилота – авиатора с номером 31. Это было 23 августа 1911 года.

Зверева вместе с пилотами в 1912 году поехала в Баку, потом в Тифлис и совершила полеты на аэроплане. Затем, в марте она отправилась в Ригу. Авиатрисса чудом уцелела в этом городе. С ипподрома Риги, она взлетела на “Фарман” - е, но ветер аэроплан занес к трибунам, где было полно народу. Лидия совершила крутой маневр и аэроплан упал. Когда он ударился о землю, ее выбросило вперед и придавило обломками.

Супружеская чета

Зверева в школе воздухоплавания познакомилась со своим будущим супругом, пилотом В. Слюсаренко. В 1911 – 1912 годах они вместе демонстрируют полеты в различных российских городах. Полеты на “Фарманах” были опасными, потому что у них кабина была открытой. Будучи неустойчивыми, они могли перевернуться из-за сильного ветра. Поэтому их стали называть летающие этажерки.

На такой “этажерке” супружеская чета, рискуя и получая мало денег, демонстрировала полеты в российских центральных регионах и на Кавказе. После выступления в Тифлисе, они приехали в Ригу, где Лидия была уже второй раз.

Рига

В то время центром авиации России считалась Рига. Здесь они не только испытывают авиационные двигатели, самолеты, но и строят их. В 1913 году, с конвейеров их предприятия сходят самолеты – разведчики и они получают заказ, для изготовления еще 8 машин. Они хотели построить современный аэродром, но война помешала и авиамастерские эвакуировали в Петроград.

Рижские годы были очень счастливыми в жизни Лидии. Здесь она и испытывала, и реконструировала самолеты, а также основала собственная школа пилотов. Обучаемая плата в школе была самой низкой в России. Полет – мертвую петлю, совершивший Зверевой в Золитуде, навсегда вошел в авиационную историю. Ее встретили бурными аплодисментами после полета со Шпицбергом, «королем мертвых петель».

Во время Первой Мировой Войны чета вернулась в Петербург и туда же перевели завод, где получили военный заказ на построение самолетов. Все складывалось удачно, супругами было выпущено 80 «фарманов», «моранов» военных типов. Но тиф оборвал жизнь Зверевой 15 мая 1916 года.