Выхлопы самолета делают облака ярче
Вам не нужно жить рядом с аэропортом, чтобы быть в курсе следов конденсации, пробивающихся сквозь небеса позади высоко летающего самолета. Их образуют выхлопы самолетов и, как правило, они довольно быстро исчезают. Тем не менее, при благоприятных условиях на крейсерской высоте самолета - слишком сухой для облаков, чтобы сформироваться естественным путем, но достаточно холодной для того, чтобы они могли задержаться - эти следы могут развиться в более устойчивые перистые облака или даже широко распространенные «перистые поля», которые практически неотличимы от естественных облаков.
Глобальный климатический эффект
В исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые обнаружили, что самолеты, проходящие через эти облака, на самом деле делают их «ярче» и заставляют их отражать больше солнечного света обратно в космос. Это не компенсирует все выбросы CO2, но это открытие способствует общему охлаждающему эффекту следов и должно быть учтено при оценке воздействия авиации на климат. Атмосферные ученые контролируют перистые облака и следы с помощью спутников. Включение их наблюдений в компьютерные модели показывает, что глобальный климатический эффект инверсионных следов в безоблачном небе довольно мал, хотя они, безусловно, имеют большое значение на местном уровне. Но что происходит, когда самолеты летают сквозь облака, которые уже присутствуют в атмосфере? Мы уже знаем, что происходит, когда корабли движутся под полями облаков низкого уровня: водяной пар конденсируется вокруг аэрозольных частиц, испускаемых из воронок. Это приводит к увеличению количества капель в облаках, в то время как эти капли также меньше, чем те, которые находятся в невозмущенных условиях. Это называется первым косвенным аэрозольным эффектом или эффектом Туми. Облака с более плотными каплями меньшего размера имеют большую площадь поверхности для отражения солнечного света, что приводит к увеличению яркости вдоль траекторий корабля, что видно на аэрофотоснимках и космических снимках.
Частицы сажи
Перистые облака, в отличие от водяных облаков низкого уровня, состоят из кристаллов льда. Но можно ожидать, что прохождение самолетов через них все же даст о себе знать. Скорее всего, частицы сажи, испускаемые авиационными двигателями, действуют как ядра, вокруг которых растут облака. Это приводит к увеличению количества ледяных кристаллов, которые, в свою очередь, обеспечивают большую площадь поверхности для попадания солнечного света. При исследовании влияния выхлопов самолета предыдущие исследования рассматривали линейные особенности на спутниковых изображениях облаков и сопоставляли их с известными траекториями полета. Проблема в том, что эти наблюдения являются чисто двумерными и не имеют возможности заглянуть глубже в облака. Вместо этого ученые искали места, где полеты пересекут наземную дорожку спутника, на котором установлен специальный высокочувствительный лидарный (или «лазерный радар») инструмент.