Статьи:
Самолет Шабского

Самолет Шабского входит в список семи самолетов, которые были построены в Учебном воздухоплавательном парке в 1909 году. Эти самолеты называют Гатчинскими конструкциями. Их продали братья Райт русскому военному ведомству, которое достраивало машины своими силами. Проектировщиками машин были назначены М. В. Агапов, Б. В. Голубов, Б. Ф. Гебауер и А. И. Шабский, которые никогда ранее не летали на самолетах и даже не видели их.

Опытная конструкция, которую построил конструктор А.И. Шабский, представляла собой биплан-тандем. Это был учебный самолет, который не летал. Самолет был оснащен двумя рулями - руль высоты в передней части биплана и руль направления – сзади. Коробки крыльев имели по две вертикальных поверхности каждая. Ферма фюзеляжа была четырехгранной. В качестве шасси использовались 4 колеса и полозья.

На машине стоял двигатель «Рено» в 55 л. с., он передавал усиление на два винта, находящихся по сторонам самолета на фермах. Конструкция имела профиль крыльев, подобный птичьему, и упругую хвостовую часть. Между крыльями располагались элероны на подвесках. Всей конструкции в целом не хватало прочности, из-за чего она поломалась при первом же пробном полете, который проходил на Гатчинском аэродроме в декабре 1909 года.