Интересная информация из истории авиации
«Сталинские соколы» в штрафбате

Правда ли, что Сталин, будучи патологическим злодеем, даже своих любимчиков – «сталинских соколов» ссылал в штрафные эскадрильи, провинившихся летчиков отправлял в эскадрильи смертников, которые летали на штурмовиках Ил-2? По этому вопросу историки имеют много разных мнений.

Действительно, в ходе войны были отдельные случаи, когда за очень серьезные проступки летчиков по приговору военных трибуналов направляли в штрафбаты сухопутных войск. Это касалось невыполнения боевых задач, когда по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков истребители даже при численном превосходстве над истребителями противника уклонялись от боя, ходили в стороне и допускали безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков.

В одной и своих работ о штрафбатах историк Пыльцын А.В. привел пример с боевым летчиком, кавалером трех орденов Боевого Красного Знамени капитаном Смешным. До штрафбата Смешной командовал эскадрильей и перегонял на фронт новые истребители. Во время одного из полетов летчик его эскадрильи спровоцировал авиакатастрофу, разбив боевую машину и погибнув. Как известно, уничтожение боевой техники, независимо от причин произошедшего, каралось очень жестко. В итоге Смешной попал в штрафбат.

Также во время войны очень жестоко наказывали за преступное отношение к боевой технике. К примеру, в 58-м гвардейском минометном полку 80% минометных машин было приведено в полную негодность. Полк был обездвижен и не способен выполнять боевые задачи. В результате виновных в преднамеренной порче машин приказано было расстрелять перед строем. Виновных в небрежном отношении к боевой технике направили в штрафные стрелковые батальоны.

Весьма показательным является пример из биографии известного героя Балтики – летчика-истребителя Георгия Костылева, который в 1943 году попал в штрафбат. В феврале 1943 года Костылев прибыл в блокадный Ленинград к матери. Как знаменитый летчик был приглашен в гости к богатой особе. Увидев убранство помещений и накрытый деликатесами стол, Костылев в благородном порыве разнес этот праздник, вероятно, подумав от голодных людях блокадного Ленинграда. Уже через несколько дней он был лишен звания офицера, наград и отправлен в штрафбат. Однако через некоторое время Костылев вернулся в авиацию, воевал в составе 4-го истребительного авиационного полка Балтийского флота, сбил немалое количество вражеских самолетов, а в 1944 году был назначен главным инспектором истребительной авиации Балтийского флота.