Единое небо Европы

Реализация проекта «Единое небо Европы», который был создан с целью объединить воздушное пространство над Европой, оказалась под угрозой срыва. Примечательно, что препятствуют реализации именно те страны, которые сами согласились принять участие в этом проекте.

Single European Sky – SES

Инициативой изменить архитектуру воздушного пространства является Еврокомиссия, хотя сама идея создания проекта появилась в 60-е гг. Занималась подобным вопросом специально созданная организация — Евроконтроль. Если говорить о SES (Single European Sky) простыми словами, то он заключается в создании 9ти функциональных блоков над Европой с учётом потоков трафика, а не, как это делается сейчас, в соответствии с национальными границами.

К слову, SES является не первой попыткой решения проблемы фрагментарованности воздушного пространства над Европой. Ранее было две неудачные попытки реализовать подобные проекты EATCHIP и ATM2000 +. Однако поставленные задачи небыли решены, так как многие европейские страны не хотят менять статус-кво.

Целесообразность объединения воздушного пространства

В середине 20 в. воздушное пространство делилось по национальному признаку. То есть, границы авиазон проходили там же, где и границы государства. И каждое государство устанавливало свой контроль и правила на границе. Например, закрыть часть авипространства. Это привело к построению нерациональных маршрутов, так как небо изрезали зигзагообразными трассами. То есть, оптимальный маршрут становился длиннее примерно на 42 км.

Конечно же, такое положение вещей породило массу других проблем. Например, уже к 2002 г. существовало 49 разных контрольных центров, при этом в каждой стране были свои правила безопасности перелётов, разное оборудование и программное обеспечение. И пока не было интенсивных пассажирских потоков, система ещё держалась, но при росте количества рейсов, ситуация обострилась. Проблемы затронули стоимость полётов, систему обслуживания и т. д.

С помощью SES Еврокомиссия пытается решить возникшие проблемы

Преимущества SES

• Время задержки рейсов сократится до 30 сек.;
• Протяжённость рейсов сократится на 0,75 %, благодаря оптимизации схемы маршрута;
• Снизится себестоимость полётов;
• Снизится вредное воздействие на окружающую среду;
• Увеличится пропускная способность воздушного пространства;
• Безопасность полётов повысится до 10 раз;
• Аэронавигационное обслуживание снизится по стоимости на 50 %;
• «военные» воздушные резервации интегрируются в обще пространство и т. д.

При удачной реализации проекта авиакомпаниям удастся сэкономить примерно 5 млрд евро.

Пока основная проблема реализации заключается в нежелании глав государств терять контроль над небом. Да и сами диспетчеры, боясь потерять работу, выступают против. При этом сама идея оптимизации воздушного движения над Европой нравится всем.