Интересная информация из истории авиации
Расчалочный моноплан

Заметим, что на раннем этапе развития авиации успешное использование нашли несколько компоновочных схем самолетов – биплан и расчалочный моноплан. Примерами монопланов выступают конструкции Луи Блерио и Сантоса-Дюмона. Что же касается бипланов, то их конструированием занимались братья Райт. Простой анализ моментов и равновесия сил дал понять, как именно внешние распорки и расчалки усиливают прочность конструкции. В том случае, если вес самолета уравновешен силой У которая возникает при обтекании воздушным потоком крыла, а подъемная сила приложена на определенном расстоянии от центра тяжести и создает момент У+расстояние, то данный момент долен быть уравновешен силой реакции, так как расчалка находится в равновесии. При подъеме нижняя расчалка натягивается, а верхняя наоборот ослаблена. Следовательно в полете от верхней расчалки на фюзеляж усилий не передается и сила реакции возникает только в месте соединения крыла и нижней расчалки.

В момент приземления самолета и движения его по полосе сила на крыле относительно невелика, поскольку она пропорциональна квадрату скорости. В данном случае часть веса крыла удерживается верхней расчалкой, а на нижней расчалке происходит разгрузка. Ввиду этого и стали называть верхнюю расчалку «посадочной», а нижнюю соответственно – «взлетной».