Статьи:
Как летает вертолёт

Наблюдая за полётами летательных аппаратов, самолёты не вызывают столько вопросов, как их небесные собратья — вертолёты? Авиалюбители без преувеличения скажут, что это самые удивительные летательные аппараты, передвижение по воздуху которых можно назвать красивым зрелищем. Но как летает вертолёт? Каким образом такое сооружение способно с лёгкостью отрываться от земли, держаться в воздухе и осуществлять сложные манёвры?

Винтокрылая машина

Вертолёт можно назвать несуразным, если сравнивать его с самолётом. Тем не менее, он заслужил к себе уважение, став грозным оружием во время Афганской войны. Если разобраться, то принцип его полёта сравнительно прост, и заключается он в его другом названии — винтокрылая машина. Так, если самолёты держаться в воздухе за счёт крыльев, то вертолёты задействуют винт большого диаметра, именуемого несущим винтом. Каждая лопасть такого винта то же крыло с аэродинамическим профилем, приходящее в движение во время вращения винта в воздушном потоке.

Игры с аэродинамической силой

Аэродинамическая сила, сумма лопастей и общая сила, приложенная к винту и всему вертолёту, является залогом успешного взлёта. При этом сила всегда будет перпендикулярна плоскости вращения винта. Получается, что для вертикального взлёта нужна сила больше веса аппарата с направлением вверх. Когда сила равняется весу аппарата, то он зависает в воздухе.

Далее возникает логичный вопрос, каким образом полёт вертолёта осуществляется вперёд, если он не имеет горизонтального винта? Откуда возникает тяга? Но всё происходит за счёт того же несущего винта. При наклоне его плоскости вращения, наклоняется и общая аэродинамическая сила, которая, в э том случае, состоит из двух составляющих:

1. Вертикальная сила — для поднятия вертолёта вверх и зависания в воздухе.

2. Горизонтальная сила — для движения вперёд (подразумевается любое горизонтальное направление).

Таким образом, вертолёт может летать и в стороны, и даже назад. Безусловно, на практике всё гораздо сложнее.

Хвостовой винт

Наверняка каждый человек видел у вертолётов на хвосте небольшой винт. Однако для чего он, мало кто ответит на поставленный вопрос, отмахиваясь общедоступным фактом — для полёта. Но есть много летательных аппаратов без хвостового винта. Стоит разобраться по порядку.

Глядя на этот винт, первое, что стоит упомянуть, это третий закон Ньютона — «каждое действие равно противодействию». Это выражение является основой для так называемого реактивного момента, который будет клонить вертолёт влево при вращении несущего винта вправо. Для устранения этой проблемы и создан хвостовой винт, который работает по принципу тянущего самолётного винта (создаёт тягу, обратную реактивному моменту путём его уравновешивания). Другими словами, тяга винта меняется за счёт поворота лопастей.

У вертолётов без хвостового винта имеются два несущих винта, вращающихся в разные стороны.