Новые китайские технологии

Подписанием 30 контрактов на поставку 202 самолетов различных типов на общую сумму 11,8 миллиарда долларов завершился в китайском городе Чжухае (Южный Китай) 9-й международный авиационно-космический салон «Эйршоу Чайна-2012».

Смотр достижений мировой авиаиндустрии на юге Поднебесной стал самым масштабным за всю историю проведения с 1996 года. В авиасалоне участвовали 650 компаний из 39 стран и регионов мира, в том числе такие крупнейшие самолетостроительные, как «Боинг», «Эрбас», «Бомбардье». Представлено более сотни летательных аппаратов, треть из которых совершали демонстрационные полеты.

Китай, как и предполагалось, был крупнейшим участником выставки, представив на всеобщее обозрение некоторые образцы боевых и гражданских самолетов. Он показал первый современный ударный вертолет WZ-10, новейший беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Илун-1» («Птеродактиль»), различные типы ракет-носителей и другие образцы авиационной и космической техники.

Целый ряд новинок в области военной авиационной техники по понятным причинам на салоне не демонстрировался, но дозированная информация о новых разработках, распространяемая через сеть Интернет в последнее время, являлась своеобразным месседжем мировому сообществу накануне открытия салона. Эти новые разработки и прежде всего опытные образцы тяжелого и легкого истребителей пятого поколения «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-31» (J-31) появились в Китае в то время, когда российско-китайское военно-техническое сотрудничество, бывшее на подъеме в 90-х годах и начале прошлого десятилетия, больше напоминало период «стагнации».

Десять лет назад авиационная промышленность КНР не имела ни одного конкурентоспособного боевого истребителя собственной разработки. В настоящее время в эксплуатации находятся китайские машины уже двух типов – JF-17 и «Цзянь-10» (J-10), вероятно, сопоставимые с самыми современными в мире самолетами. И одновременно Китай продолжает поставки удешевленных истребителей, созданных на базе классического МиГ-21. Китайская авиапромышленность также создала отечественную копию российского Су-27 («Цзянь-11В», J-11B) и осуществляет аналогичное «клонирование» палубного истребителя этого семейства – Су-33 («Цзянь-15», J-15). Кроме того, специалисты двух конкурирующих между собой авиастроительных компаний – «Чэнду» и «Шэньян» уже построили опытные образцы истребителей нового поколения – J-20 и J-31 с применением технологий обеспечения малозаметности (стелс-технологий). Для этих истребителей была расширена линейка авиационных ракет, а также разработано оборудование нового поколения, в числе которого бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) и инфракрасная поисково-прицельная система.