Статьи:
Чёрный ящик

Причиной авиакатастрофы может быть что угодно, и для того чтобы узнать всю правду о последних минутах самолёта, соответствующие службы начинают активный поиск «чёрного ящика», прибора, который некогда был придумал Дэвидом Уорреном в Австралии в 1957 г.

Отличная идея

Когда упал первый реактивный пассажирский лайнер «Комета-2», была собрана комиссия из учёных, пытающихся выявить и устранить для будущих полётов причину падения. Тогда-то Уоррен и задумался над созданием специального прибора, с помощью которого можно будет фиксировать все процессы во время полёта. Чёрный ящик собрали учёные из лаборатории аэродинамики (Мельбурн), и уже через год изобретение вызвало интерес у начальника британского Агентства регистрации воздушных судов. В результате Уоррен переезжает в Англию, где начинается работа над усовершенствованием устройства.

Первые «плоды» были получены уже через 2 года после трагедии в штате Квинсленд. После этого было принято решение об установке чёрных ящиков во все австралийские суда, а после и во все летающие аппараты по всему миру.

Бортовой самописец

Некоторые думают, что «чёрный ящик» представляет собой ящик чёрного цвета. Но на самом деле это не так. По большому счёту это оранжевый цилиндр. Название осталось от первых версий бортового самописца, который походили на чёрные ящички, которым позже поменяли цвет. Но на самом деле «чёрный» обозначает их секретность и недоступность для всех, кроме определённых специалистов.

Изготавливается ящик из титановых сплавов или легированного железа (оболочка). Главное, что бы материал был очень прочным и жароустойчивым. Также на сохранность устройства влияет и их место расположения (хвост или киль самолёта).

С момента изобретения и до наших дней комплектация ящиков существенно изменилась, но суть не менялась никогда. В цилиндре находится устройство, регистрирующее изменения, технические параметры и разговоры пилотов и авиадиспетчеров во время полёта. Примечательно, что в первых версиях бортовых самописцев запись осуществлялась с помощью чернил и бумажной ленты. И только потом начали применять фотоплёнку, а далее и проволоку. На сегодняшний день запись производится на магнитные и твердотельные накопители.

В поисках чёрного ящика

Наверняка многие слышали, что на поиски чёрного ящика уходит много времени. Несмотря на то, что они оснащены радиомаяками, срабатывающими во время опасности, такие устройства не самые надёжные. Например, оказавшись под грудой обломков, ящик будет издавать очень слабый сигнал, если его вообще не заглушит.

К слову, если авиакатастрофа происходит над водоёмом (море, океан и т. д.), то поиск ящика становится более проблематичным. Дело в том, что практически все модели этого устройства тонут, поскольку в их характеристиках не заложена плавучесть. Однако задаются параметры определённой глубины (около 1000 м).