Статьи:
Асы Российской Империи. Первая Мировая война

Первая Мировая война стала настоящим катализатором для развития летного дела и авиационного конструирования. К началу войны в русской военной авиации насчитывалось всего 6 рот и 39 отрядов. В их составе было 236 аэропланов преимущественно устаревших конструкций. Они были не приспособлены к огневому поражению противника в воздушном бою. Начиная эту войну с одиночных разведывательных полетов, авиаторы того времени вначале даже не боялись друг друга, так как считали, что все они были коллегами – воздухоплавателями.

В начале Первой Мировой войны асом считался лётчик, который сбил не менее 5 вражеских самолётов. Причем уничтоженным считался самолёт противника, сбитый только над своей территорией. Если самолет падал за линией фронта, он не засчитывался. Позже для получения звания аса требовалось сбить не менее 10 неприятельских самолетов.

Первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале 1915 года. Русские летчики воевали на самолетах французского производства, в 1915 году появляется первый истребитель отечественного производства Сикорский С-16. Русские летчики-асы стали первыми, кто смог выходить из смертельного штопора. Кроме того, именно русские летчики Первой мировой войны совершили первые в истории авиации воздушные тараны.

Русские асы воевали в худших условиях, на худших самолетах, с более слабым вооружением, чем французские или немецкие пилоты. Поэтому у них было меньше побед. Отечественная авиация накануне войны страдала из-за отсутствия налаженного производства и моторов. Русские авиаторы внушали противнику страх перед русским воздушным флотом своей смелостью и отвагой. В России на 150 летчиков-истребителей было 26 асов. Своими подвигами они прославили русские авиачасти Первой мировой войны. В общей сложности российские асы уничтожили 188 самолетов. Всего в ходе войны русские истребители уничтожили более 2000 вражеских самолетов. В России изначально были более строгие правила зачета сбитых самолетов противника, поэтому реальная результативность была намного выше документированной. Немецкие пилоты считали русских наиболее опасным противником.

У каждого аса был свой «почерк» - свои отработанные приёмы борьбы Каждый боевой поединок носил индивидуальный характер. Но основные приёмы борьбы были твёрдо выработаны. Русские асы смело шли в лобовые атаки, от которых противник обычно уклонялся, и с расстояния 15 - 20 метров расстреливали вражеский самолёт.

Величайшим русским летчиком-истребителем Первой Мировой войны был Казаков Александр Александрович (1891-1919). Официально имел 17 побед. Получил 16 боевых наград, в том числе 3 британских - орден "За боевые заслуги", "Военный крест" и крест "За летные боевые заслуги", и французский орден Почетного Легиона.

Более 260 летчиков были удостоены ордена Святого Георгия или Георгиевского оружия. 68 из них после Октябрьской революции проходили службу в РККА.