Истребитель пятого поколения

Очередной прототип истребителя Су-57 (ПАК ФА Т-50) с бортовым номером 511 впервые поднялся в небо в начале августа.

Обновлённая машина стала девятым по счёту истребителем тестовой серии, задействованным в лётных испытаниях. Предполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-50-10, об испытаниях которого пока ничего не известно, внешне полностью соответствуют серийному истребителю. Установочная партия, состоящая из 12 новейших самолётов, начнёт поставляться в Воздушно-космические силы России в 2019 году. Таким образом, от первого полёта до серийного производства российского истребителя пятого поколения пройдёт девять лет.

Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Истребитель изначально представлял собой сплав из технологий перспективных прототипов КБ Сухого Су-47 и РСК "МиГ" МиГ-1.44. Обе машины были спроектированы ещё в советское время, но распад СССР поставил крест на этих программах.

8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам, что разработка новой машины завершена. За два года планировалось построить три лётных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на земле на двух первых опытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС. Впервые поднять истребитель в воздух удалось чуть позже — 29 января 2010 года.

Второй лётный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. К этому дню Т-50-1 и Т-50-2 совершили 40 испытательных полётов.

Третий прототип взлетел 24 июля 2012 года. В отличие от первых двух образцов, бывших фактически "голыми", Т-50-3 уже был оснащён бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 "Белка" с радаром с активной фазированной решёткой. В декабре 2012 года в воздух поднялся Т-50-4, также задействованный в испытаниях БРЛС.

Опытные машины Т-50-6 (первый полёт — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) представляли собой так называемые прототипы второго этапа.

В настоящий момент все воплощённые в железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1. Двигатель второго этапа, известный под обозначением "изделие 30", получит новые вентилятор и систему управления, будет более экономно расходовать топливо и обладать повышенным ресурсом.

В рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолётов. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами.

Уже сейчас самолёт вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты. Высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолёта от разных производителей.

11 августа 2017 года Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев впервые официально сообщил серийное название истребителя пятого поколения Т-50. Самолёт получил обозначение Су-57.