Воздушные войны
Сербская авиация в Первой Балканской войне

Начало войны застало сербскую авиацию в плачевном состоянии- все летчики находились на обучении во Франции. Вскоре правда в Белград прибыл уже известный здесь по предыдущим показательным полетам российский доброволец Агафонов с бипланом "Дукс".

Также сербам достался необычный трофей: на железнодорожной станции Белграда были захвачены два французских аэроплана R.E.P., следовавших транзитом в Турцию. Однако после облетов турецкие машины были забракованы, так как не подходили для боевой работы в условиях горной местности.

26 ноября сербские авиаторы с закупленной матчастью на пароходе отправились из Марселя, а 2 декабря они уже были на родине. Вскоре авиаторы были сосредоточены в районе города Ниш, где уже находились воздухоплавательная рота и авиаэскадрилья, сформированная из прибывших русских и французских добровольцев и наемников (к концу года здесь было 9 аэропланов, столько же подготовленных летчиков и два механика).

Поначалу эскадрилью намеревались разделить на три части, одну из которых планировали отправить по железной дороге на помощь черногорской армии, осаждавшей турецкую крепость Скутари (Шкодер, Албания), а вторую - морским путем в освобожденный греками порт Салоники. Третья же должна была оставаться в Нише. В конечном итоге, решено было отказаться от железнодорожных перевозок и все отправили морским путем на борту греческого парохода "Марика". На фронт убыло 33 человека и четыре аэроплана - одно- и двухместные "блерио", "фарман" и "Депердюссен". Командовал ими поручик Югович.

19 февраля 1913 года "экспедицонные силы" отправились в плавание, а 27-го находясь еще в море, приняли своеобразное боевое крещение. Дело в том, что в это время на греческих морских коммуникациях активно действовал турецкий крейсер ""Амидие"" в упомянутый день перехвативший "Марику". Возможно на этом и завершилась бы боевая деятельность сербской авиации в Балканской войне, однако турецкие комендоры стреляли посредственно и пароход сумел уйти. Правда, он получил некоторые повреждения, а среди людей Юговича были потери, но главное - матчасть - сохранили.

В начале марта сербы прибыли в район Скутари и расположились на полевом аэродроме у деревни Барбалуш. К 7 марта личный состав и техника были готовы к полетам, однако сильные ветра не благоприятствовали этому. Пришлось ждать почти три недели.

Первые полеты, пока еще пробные, состоялись 20 марта. Сначала на своем "фармане" отлетал 13 минут командир, взобравшись на высоту 900 метров, затем - поручик Станкович на "Блерио". Он пробыл в воздухе уже 25 минут, но выше подняться не сумел. Следом в воздух поднялся наредник (унтер - офицер) Михайло Петрович. Он сумел достичь 1200-метровой высоты, после чего отправился в район крепости, хотя дальше своих позиций летать не стал. Однако его полет завершился трагически: не сумев справиться с потоком у земли при посадке, он потерял управление, аэроплан разбился, Петрович погиб.

В начале апреля было подписано соглашение о прекращении огня и к этому времени сербы выполнили семь вылетов на разведку. Псоле заключения перемирия французы отправились домой. Правда, как считали сербы толку от них было немного. Получив по 1000 динаров за месяц, они больше находили причины уклонения от боевой работы, чем летали на задания. Авиаотряд не покинул площадку под Скутари 6 апреля и вернулся в Ниш. Правда, военные действия возобновились вскоре, и 22 апреля черногорцы таки взяли крепость.

Сербское командование достаточно высоко оценило действия своих первых военных летчиков. В частности, все офицеры-авиаторы, принявшие участие в скутарской кампании - поручики Милош Илич, Йован Югович и Станкович - были повышены в званиях и стали капитанами. Югович был назначен командиром воздухоплавательной роты, Илич - авиаэскадрильи.

Окончание войны сербские воздушные силы встретили в плачевном состоянии. В воздухоплавательной роте числился один "змей", полученный из России. В авиаэскадрилье оcтались всего четыре аэроплана - три "блерио" и "Депердюссен". Однако в летном состоянии находились всего два "блерио".